Название: Библия и мировая культура Автор: Г. В. Синило
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра культурологии Издательство: Мн.: БГУ, ISBN Год: 2006 Страниц: 41 Формат: doc Качество: отл. Серия или Выпуск: Культурология Язык: русский
О книге: «И что это за книга, Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури с небес! ...Воистину это Слово Божие, тогда, как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство» Генрих Гейне.
Изложена программа учебной дисциплины, связанной с изучением Библии как одного из важнейших факторов и феноменов культуры и литературы. Библия рассматривается в историко-культурном, религиозно-философском и литературоведческом аспектах, а также в плане ее воздействия на мировую культуру.
Для магистрантов факультета международных отношений специальности D 1-21 04 01 “Культурология”.
«Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытывало». Э.Кант.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное гуманитарное образование, и прежде всего культурологическое, невозможно без изучения одного из базовых текстов, фундирующих современную цивилизацию и культуру, особенно европейскую, ставших духовной основой иудейской, христианской и исламской культур, во многом определивших развитие философии, искусства, литературы, культуры в целом – как европейской, так и мировой. Курс “Библия и мировая культура” ставит перед собой цель познакомить студентов-культурологов с книгой, которая справедливо была названа Книгой Книг, с ее духовно-религиозным, философско-этическим и художественным миром, а также показать, как библейские этика и эстетика, библейская поэтика определили пути развития последующей мировой культуры, и прежде всего религии, искуссства и литературы.
Главная цель – раскрыть мир Библии в контексте мировой культуры и литературы – предопределила следующие конкретные задачи курса:
– показать генезис библейских текстов в контексте Древности и становление Библии как целого в рамках еврейской (иудейской) и христианской традиций;
– раскрыть важнейшие религиозные, философские, этические аспекты, кардинально отличающие библейскую культуру от предшествующих и современных ей языческих культур;
– раскрыть единые смыслы, связующие три монотеистические (авраамитические) религиозные и культурные традиции – еврейскую, христианскую, мусульманскую;
– выявить специфику библейской эстетики в сравнении с античной (эллинской) и значение первой для европейского искусства и литературы;
– показать особенности поэтики библейских текстов и ее значение для последующей мировой литературы;
– проследить особенности рецепции наиболее известных библейских книг, образов, сюжетов, мотивов в мировой литературе;
– выявить общее и особенное в рецепции библейских текстов на основных этапах развития европейской культуры и литературы;
– познакомить с проблемами перевода Библии на европейские языки и раскрыть значение этих переводов для становления и развития литературного языка в различных национальных традициях.
В рамках общего курса “Библия и мировая культура” для студентов-культурологов факультета международных отношений читаются следующие конкретные семестровые курсы, логически являющиеся единым целым: “Библия (ТаНаХ) и мировая культура” (ч. 1–3); “Библия (Новый Завет) и мировая культура”.
На основе данной программы осуществляется также более углубленное (с большим количеством практических занятий) преподавание дисциплины “Библия и мировая культура” для культурологов-гебраистов.